вернуться

"Мимо Проходили", но задержались.

- Так почему все-таки "Мимо Проходили"?

- Вообще, это была совершенно безумная история. Шел концерт, посвященный Дню молодежи. У нас было готово, кажется, три вещи. Названия у группы тогда еще не было. До выхода на сцену оставалось пять минут. Тут к нам подбегает Вася:

"Как вас представить-то? Название вы придумали?"

Мы отвечаем: "Э-э... Му... Ну, скажи, чуваки мимо проходили, сейчас играть для вас будут..." "О, значит, будете "Мимо Проходили".

- Ну, это к нам и приклеилось. Как кликуха. То есть выдумывать что-то новое уже бесполезно. Все равно не приживется.

Так началось мое первое интервью с музыкантами. Вообще-то, я здесь тоже как бы мимо проходила. Можно сказать, что я просто снова меняю профессию - на музыкального критика. Но оценить мои начинания будет некому - за отсутствием таковых опытных в нашем городе. А жаль. Я думаю, если бы в Нерюнгри существовал хотя бы один музкритик, он-то уж точно бы не пропустил "Проходимцев" мимо. Ведь это же классно - впервые наша, нерюнгринская, неформальная группа записала альбом на качественном "аппарате" и выпустила собственный диск, который уже, между прочим, поступил в продажу в таких городах, как Владивосток, Хабаровск, Якутск, Красноярск.

Я знаю ребят уже давно, и столь стремительный взлет "Проходимцев" приятен для меня, во-первых, как истинному патриоту нашего города, а во-вторых, - чисто по-дружески. Поэтому написать о них я решила во что бы то ни стало. Хотя бы просто для того, чтобы неискушенный в музыкальных делах читатель узнал: "Мимо Проходили" - это круто!!!

Молодой (он же Руслан Наумов, он же солист группы) внешностью обладает незаурядной. Ну, во-первых, примечательны его длинные волосы, собранные обычно в хвост, и неизменная тяжелая "косуха", А во-вторых... Ну, в общем, он просто симпатяга. Поболтать с Молодым - сплошное удовольствие, ну, а если это еще и с пользой для дела, то... Держите меня семеро!

- Руслан, как давно ты стал заниматься этим "гнусным" делом? Я имею в виду увлечение музыкой.

- Впервые я взял гитару в 17 лет, когда начал слушать рок-н-ролл. В основном это был, конечно, "тяжеляк" - с чего, в общем-то, все начинают. Через два года меня взяли вторым гитаристом на запись альбома группы "Портак" - слышала, может, была такая банда. Но то, что я там делал, нельзя назвать игрой. Это было исполнение чужих партий, я просто тупо их воспроизводил. Вот. Но "Портака" уже давно не существует - распался.

- А как же вас угораздило собраться нынешним составом?

- Я пытался сколотить свою группу. Но дело в том, что у нас в городе хороших музыкантов можно пересчитать по пальцам. Как-то, еще в 97 году, мы ездили выступать в Якутск. У нас в составе был барабанщик - кошмарно талантливый, можно сказать, "самый-самый". Но он пил ужасно. Помнится, в столице за ним гонялся министр культуры, чтобы вручить приз. Но барабанщику было параллельно - он предпочитал быть там, где много водки. У меня в составе был даже кларнетист, который согласился играть с нами. Только на гитаре. И вообще, куча музыкантов тогда сменилась по разным причинам. Пока однажды, кажется, в 1999 году... Да, Андрей?

- В ноябре 98-го.

- Не может быть! А ты еще говоришь, что я нетерпеливый человек. В общем, я узнал, что брат моего друга играет на басу. Абсолютно незнакомый мне человек. Как говорится, "брат моего друга дедушки соседа по комнате". Я ему позвонил и предложил играть вместе. Так и познакомились.

- А ты, Жень?

Барабанщик уже минут десять просто бродил по комнате, внимательно прислушиваясь к диалогу. Изредка он вставлял что-нибудь типа: "Да", "Круто", "Классно!" и тут же снова отправлялся в свое путешествие по студии.

Нужно сказать, что Берлизев Женька - совершенно замечательный человек. Он способен обрадоваться чему угодно. Кажется, если у этого парня сгорит дом (тьфу-тьфу-тьфу, конечно. Где тут дерево? Дерева нет, постучу по голове), он скажет: "Классно! Теперь не нужно убираться". Когда же Жека усаживается за свой инструмент, по его лицу разливается просто неземное блаженство...

- Я? А что я... Как-то мы с чуваками в школе увидели барабаны. Сели и стали лобать треш - без примочки, без гитары. Круто получилось!

Потом была группа - "Чучело-мяучело". Мы даже записали пару песен на кассету. Потом я играл со своим братом в "Андеграунде", пока он не уехал, и мы не "развалились".

Ну, в общем, я приходил в студию, садился вон туда - в угол - и слушал. Это же "Мимо Проходили"! У-а-у, круто! Такая клевая музыка. А на улице зима. Классно! А потом они позвали меня к себе. Просто потому, что больше было некого. Зашибись!

- Скажите, а что это за стиль, в котором вы играете?

- Ну, вообще-то, на фестивале в Хабаровске нас обозвали "альтернативный хард с элементами прогрессив".

- А... Вы хоть сами-то смысл этих слов понимаете?

- Конечно. Не только понимаем, но и полностью согласны. Хотя мы такого звания не заслуживаем. Скорее, это дилетантство. Но прогрессирующее. А вообще, стиль нашей музыки определить трудно. Ну нет ей названия!

- Почему же Вася заинтересовался именно вами?

- Да потому что только у нас из всех существующих здесь коллективов на данный момент имелся более или менее подходящий (в основном по объему) репертуар.

Кто же такой это загадочный Вася, уже не раз упоминавшийся всуе? Знакомьтесь: Василий Ниссен, заведующий тон-студией "Лабаз" ЦКиД им. А.С. Пушкина. Лишь сравнительно недавно он вернулся из Москвы и, к радости всего нерюнгринского музыкального мира, привез с собой просто обалденный (в масштабах нашего города, разумеется) "аппарат".

С тем же вопросом я обратилась и к нему:

"Ну почему именно "Мимо Проходили"?"

- Потому что это люди, на мой взгляд, формирующие культуру нашего времени. Это, блин, реальные люди, которые делают музыку не ради денег. Они просто выплескивают то, что невозможно носить в себе. Ты послушай их песни. Меня после записи альбома, когда я уже, кажется, блин, наизусть выучил, на какой секунде какая расположена нота, некоторые вещи просто поражают.

Композиторская работа - по архитектуре, по сложности, тексты приближаются к мировым "вещам". Это музыка очень больших масштабов, по уровню не уступающая ни одной российской группе. По свежести, присутствующей на сцене, их можно сравнить, по-моему, только с "Аукцыоном" и "Ва-Банком".

- Какое, по-вашему, впечатление останется у слушателей этого альбома? Кому он предназначен?

- Первое ощущение, которое появится - это, однозначно, дискомфорт. Музыка вообще, в изначальном понимании - это "больше, чем ты". Музыка, блин, требует работы над самим собой для того, чтобы стало возможным ее понять. Записанный нами диск как раз и является толчком к ее пониманию. Я имею в виду настоящую музыку, блин, не попсу. Создавали этот альбом люди, которые задыхаются от масскультуры. Я бы не хотел, чтобы, вокруг ребят возник ажиотаж. Пускай придут послушать те, кто действительно устал от ширпотреба.

- Наш альбом не зря был назван "Звуки стен", - продолжал развивать мысль Молодой, - сейчас ведь все урбанизировано. Человек задавлен серостью, пошлостью. Люди перестают быть честными во всем, в конечном итоге - с самими собой. И именно об этом в моих песнях.

- Ну, приведи пару строчек.

- А я текста наизусть не знаю.

- ?!

- Ну да, я даже когда записывался, пел по бумажке. Понимаешь, я не хочу зацикливаться на уже написанном. О том, что ушло, выплеснулось в этот мир, не стоит больше думать. Бывает, я пишу долго. Наступает так называемый "творческий запор". Сколько уже исписанных листов вылетело у меня в окно! В итоге только дворники злобно смотрят в спину, а результата никакого. Бывает наоборот - например, текст к песне "Звуки стен" я написал минут за двадцать. Не было ни одной перечеркнутой строчки. "Родил", что называется.

Вообще, когда Вася предложил нам записать альбом, мы были готовы процентов на ... три. Пока записывались, за три месяца сделали двенадцать "вещей". Сложно было с инструментальными. "Предчувствие", например. Имелся только вариант припева, а текст никак "не рожался". Вася даже студию на два дня закрывал, говорил: "Вернешься с написанной вещью".

График был плотным: с работы я бежал в студию, только часа в два ночи возвращался домой - писать тексты и хоть немного поспать, а с утра - опять на работу. Хотя, может быть, это и к лучшему. Вообще, правильно сказано, что художник должен быть голодным, то есть не досыпать, не доедать. Деньги - большая проблема человечества. Они могут расслабить. Когда приходит зарабатывание денег, музыка уходит. Вот мы за свой альбом ничего не получили... Я считаю, что все лучшее в нашей жизни - из неудовлетворенности.

"Проходимцы" то мило и спокойно беседовали со мной, то вдруг подрывались и хватались за свой инструмент, чтобы прогнать еще парочку "вещей". Видимо, тот "творческий экстаз" (как выразился Василий Ниссен), в котором проходила запись, еще не прошел.

Я была одним из первых счастливчиков, завладевших свежевыпущенным диском. Но, честно говоря, воткнув его в магнитофон, я через некоторое время диск отложила. Потом пыталась послушать снова и снова, но больше, чем на пару песен, меня не хватало. С такой музыкой, а тем более с таким звуком, имеющем место быть в данном альбоме, я действительно еще не встречалась.

Ниссен Василий рассмеялся:

- Если хотите, можете называть это "звуковым хулиганством". Если бы это была "Машина времени" или что-то подобное, я бы записал, конечно, совсем по-другому, но для "Мимо Проходили" это единственно правильный вариант. Между прочим, мы добились такого звука только с третьего раза.

Оказывается, так было задумано?! Да, такого я действительно еще не слышала. В студии же эта музыка, конечно, звучала совсем по-иному. Нисколько не преувеличивая, могу сказать, что я могла слушать одну и ту же вещь снова и снова, хоть десять раз подряд. Но, по-моему, собственные впечатления описывать мне просто нет смысла. Хотите, приходите и послушайте сами. Презентация группы "Мимо Проходили" состоится 1 июня в ЦКиД им. А.С. Пушкина. Завершилось наше интервью уже на крыльце ДК.

- Ребята, последний вопрос - ваши эмоции после выпуска альбома?

- Облегчение, - это Жека.

- Неудовлетворенность. Сейчас видно, что многое еще до сих пор не доведено до ума, - несколько разочарованно подвел итог Молодой. - Ну, а твои впечатления? - тут же оживился он.

- Мне "гордо" за вас. Вы, ребята, просто молодцы! Держите хвост пистолетом, мы еще в Москве вас наблюдать будем!

Вот на такой оптимистической ноте мы и распрощались. По-моему, хорошо посидели. Жаль только, что бас-гитарист, Андрюха Караваев, все время молчал. Только что-то тихо так наигрывал себе в углу.

Наверное, творил.

Катя Филиппова

Час Досуга №43(220) от 29 мая 2002 года

вернуться
Сайт создан в системе uCoz